Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мы в контакте
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Пятница, 19.04.2024, 13:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль

 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Прежде чем приступить к изучению характерных неисправностей топливной системы, следует отметить целый ряд положительных моментов при работе на газовом топливе:

благодаря высокому октановому числу (до 110) практически не возникает детонаций, что позволяет повысить степень сжатия и компенсировать снижение мощности ввиду более низкой каллорийности данного топлива;

резко снижается токсичность отработанных газов (включая выброс вредных соединений свинца), а более полное сгорание газовоздушной смеси уменьшает образование нагара,

не смывается смазка со стенок цилиндров и не разжижается масло в поддоне картера, что значительно повышает срок службы двигателя, снижает расходы на масло;

сравнительно невысокая стоимость  самого топлива данного вида.

 

Тем не менее, перевод автомобилей на сжиженный нефтяной газ (СНГ) или сжатый природный газ (СНГ) связан с рядом недостатков:

высокая стоимость газобаллонной аппаратуры, обладающей повышенной массой (из-за увеличения металлоемкости),

требует более высокой квалификации обслуживающего персонала,

затруднен пуск при низких температурах,

хуже динамика автомобиля,

повышенная пожаро- и взрывоопасность при эксплуатации.

 

ВНЕШНЯЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ.

Причины:

• негерметичность соединений (выход газа в атмосферу, в кабину водителя, в подкапотное пространство) — в штуцерах повреждение прокладок, ослабление крепления различных крышек и других соединяемых деталей — от запорно-предохранительной арматуры до испарителя газа;

• негерметичность редуктора низкого давления — в этом узле дополнительно возможно повреждение диафрагм первой и второй ступеней и выход газа, соответственно, через отверстие в регулировочной гайке или через отверстие контрольного штока регулировочного ниппеля второй ступени, а при отворачивании регулировочного винта или повреждении резинового уплотнения клапана второй ступени, с одновременным повреждением диафрагмы разгрузочного устройства, наблюдается выход газа через воздушный фильтр (при неработающем двигателе).

 

ВНУТРЕННЯЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ — нарушает оптимальную подачу газа, приводя в основном к переобогащению смеси со всеми негативными явлениями; особенно опасна внутренняя негерметичность при неработающем двигателе (скопление газа может привести к отравлению водителя, пожару и даже взрыву).

Причины:

• негерметичность расходного или магистрального вентилей в закрытом положении — из-за повреждения клапанов или седел, при отложении смолы на рабочих поверхностях или при попадании между ними твердых частиц;

• неисправность элементов РНД:

— нарушение герметичности клапана первой ступени — помимо обычных причин и повреждений диафрагмы, возможно повреждение рычага;

— негерметичность клапана второй ступени — помимо повреждения, возможна неправильная регулировка хода клапана (степень открытия) или слишком большое давление в первой ступени;

— повреждение диафрагмы разгрузочного устройства редуктора — при этом газ будет поступать через штуцер и трубку непосредственно во впускной трубопровод, нарушая работу системы в целом, особенно на холостом ходу.

 

КОЛИЧЕСТВО ГАЗА, ПОСТУПАЮЩЕГО В СМЕСИТЕЛЬ, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ОПТИМАЛЬНОМУ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ — по аналогии с карбюраторными двигателями переобогащение или обеднение рабочей смеси приводит практически к тем же негативным явлениям, а РНД условно выполняет функции элементов поплавковой камеры карбюратора.

Причины:

• количество и давление (разрежение) газа в первой и второй ступенях РНД не соответствует норме — ввиду различных повреждений или неправильной регулировки, включая клапан второй ступени и экономайзерное устройство;

• засорение газовых фильтров — обычно смолистыми отложениями;

• подсос воздуха через неплотности.

 

КАРБЮРАТОР-СМЕСИТЕЛЬ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОЛУЧЕНИЕ СМЕСИ НУЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ — по аналогии с обычными карбюраторами при нормальной подаче газа. Причины в основном аналогичны, хотя по вине самого карбюратора-смесителя чаще наблюдается обеднение смеси ввиду частых засорений различных систем смолами, что приводит к снижению мощности, «провалам» в работе и т.д.

В режиме холостого хода клапаны 18 первой и 6 второй ступеней РНД открыты.

Клапан 13 экономайзера закрыт под действием высокого разрежения. При полностью закрытой дроссельной заслонке 27 разрежение в диффузоре 25 слишком мало и обратный клапан 26 главной дозирующей системы (ГДС) также закрыт. Газ к винту 2 регулировки общей подачи газа в систему холостого хода идет из полости Б второй ступени по дополнительному газопроводу 4 и по основному 7. Подача газа на этом режиме регулируется винтом 1. По мере открытия дроссельных заслонок газ подается и через прямоугольное сечение отверстия 28. На режиме холостого хода и малых нагрузок состав смеси регулируют винтом 2 общей подачи газа в систему холостого хода.

Наличие двух каналов позволяет переходить от режима холостого хода к режимам малых нагрузок без «провалов». По мере открытия дроссельной заслонки, при переходе на режим частичных нагрузок, разрежение передается в обратный клапан 29 ГДС, он открывается, и дополнительная порция газа начинает поступать в диффузор через форсунку 25. В режиме полной мощности, когда полностью открыты дроссельные заслонки, открывается клапан 13 экономайзера, и в обратный клапан 29 ГДС начинает поступать дополнительный газ через калиброванное отверстие шайбы 14 полной мощности.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ

 

Нарушения герметичности клапана 18  первой ступени может быть вызвано попаданием на рабочие поверхности седла и клапана ржавчины, пыли, смол или повреждением рычага и осей — стрелка манометра на щитке приборов будет показывать нарастание давления газа в первой ступени, газ начнет прорываться через клапан второй ступени, после пуска двигателя давление в первой ступени несколько снизится и стрелка манометра стабилизируется.

 

Нарушение герметичности клапана 6 второй ступени может быть вызвано затрудненным перемещением клапана в направляющей, высоким давлением газа в первой ступени, самопроизвольным отворачиванием регулировочного винта клапана, при заедании рычага клапана на осях, повреждении уплотнителя или седла клапана, либо слишком глубоко завернут регулировочный ниппель 10 (до упора в диафрагму 5) — эта неисправность приводит к затрудненному запуску двигателя, ухудшает работу на холостом ходу, а при остановке двигателя приводит к утечке газа в подкапотное пространство.

 

Нарушение герметичности диафрагмы РНД происходит при небрежной сборке, разрыве от разъедания химическими примесями и старения, повышенной пористости материала диафрагм — при этом газ будет выходить через отверстие в регулировочной гайке 16 первой ступени или в районе расположения контрольного штока 8 в регулировочном ниппеле 10 второй ступени, кроме того, при чрезмерном разрежении в полости Б произойдет подсос воздуха из полости Д, обеднение смеси и снижение мощности двигателя.

 

Затрудненный запуск двигателя связан с переобогащением или обеднением рабочей смеси по вышеуказанным причинам, кроме того возможна неправильная регулировка режима холостого хода, повреждение трубок, соединяющих вакуумные полости разгрузочного и дозирующе-экономайзерного устройства РНД с впускным трубопроводом двигателя, неплотное прилегание обратного клапана 29 к седлу ввиду их выработки или прилипания клапана к седлу при наличии смолистых отложений газа.

 

Появление «провалов» обнаруживается (при медленном открытии дроссельных заслонок) при переходе с режима холостого хода на режим частичных нагрузок и происходит при «прилипании» клапана 29 к седлу из-за низкого давления газа на выходе из второй ступени РНД ввиду неправильной регулировки силы затяжки пружины второй ступени редуктора или засмоления прямоугольных щелей 28 системы холостого хода.

 

Двигатель не развивает максимальной мощности —это происходит из-за несоответствия состава рабочей смеси оптимальному для данного режима работы при совокупности различных вышеуказанных неисправностей и их причин и при неправильной установке (регулировке) шайб дозирующего отверстия 4 и калиброванного отверстия 6 мощностной регулировки дозирующе-экономайзерного устройства.

В режиме холостого хода и частичных нагрузок клапан 7 экономайзера закрыт, высокое разрежение во впускном газопроводе удерживает диафрагму 9 в верхнем положении, и коническая пружина 8 плотно прижимает клапан к седлу — газ поступает в ГДС только через дозирующее отверстие 4. В режиме полной мощности разрежение во впускном трубопроводе становится недостаточным для удержания диафрагмы 9 в верхнем положении, и она перемещается пружиной 12 вниз, открывая клапан экономайзера 7, при этом дополнительная порция газа пойдет в ГДС через калиброванное отверстие 6 мощностной регулировки.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

ЕО — перед выездом на линию:

 проверить внешним осмотром крепление газового баллона к кронштейнам, а также состояние и крепление остального газового оборудования, обращая особое внимание на герметичность в местах соединений (в местах прорыва газа обычно скапливаются смолистые отложения);

 проверить легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения КВ. На работающем двигателе места утечек газа можно определить по запаху. Также проверить, нет ли подтекания бензина в различных соединениях (у автомобилей с комбинированной топливной системой).

 После возвращения с линии очистить от пыли и грязи арматуру баллона и узлы газового оборудования; необходимо слить отстой из газового редуктора, а в зимнее время — воду из полости испарителя

. При работе на линии следует обращать внимание на показания манометра на щитке приборов. При постановке автомобиля на стоянку вначале следует закрывать расходный вентиль на баллоне, а после того как газ в системе выработается и двигатель остановится, необходимо закрыть магистральный вентиль, находящийся в кабине водителя.

 

ТО-1 — тщательно проверить внешним осмотром состояние всех узлов и деталей (не допускается наличие трещин, короблений, выкрашивания металла, разрыв прокладок и т.д.);

провести необходимые крепежные работы (запрещается стучать металлическими молотками по аппаратуре, штуцерным соединениям и трубопроводам, находящимся под давлением газа, крепежные работы следует проводить осторожно, чтобы не допускать искрообразования, при этом категорически запрещается подтягивать гайки и болты крепления деталей узлов при наличии в них газа).

Необходимо снять и промыть в ванночке кистью чистым бензином или растворителем фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора.

Смазать пластичной смазкой резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходного вентилей.

Слить отстой из второй ступени РНД, отвернув пробку на корпусе.

После указанных работ необходимо проверить герметичность всей системы сжатым воздухом или инертным газом (сжатый азот).

 При значительном отклонении от нормы давление газа в первой ступени (по манометру на щитке приборов) произвести регулировку гайкой 11 при ослабленной контргайке 9, изменяя натяжение рабочей пружины 10, например, заворачивая гайку, добиваемся повышения давления, и наоборот (норма 0,12—0,15 МПа).

Регулировка холостого хода при работе на бензине производится, как на обычных карбюраторных двигателях, с использованием винта 5 количественной регулировки и винтов 8 качественной регулировки;

 

ТО-2 — выполнив объем работ при ТО-1, проводят тщательную диагностику всех узлов газобаллонной системы, используя обычные приборы (например, водяные пьезометры). На спецпостах по обслуживанию газобаллонных автомобилей в крупных АТП используют передвижную установку К-277, а для диагностики снятых узлов в цеху используют стационарную установку К-278.

При проверке давления газа во второй ступени пьезометром его присоединяют обычно к штуцеру 4 разгрузочного устройства редуктора — при работе двигателя на холостом ходу давление должно быть чуть выше атмосферного (0,05—0,1 кПа).

При увеличении нагрузки (до средних частот) давление снижается до атмосферного или составляет 0,01—0,02 кПа, при полной нагрузке — 0,16—0,25 кПа, т. е. при проверке, например, на холостом ходу уровень воды в колене пьезометра 2, соединенного трубкой с полостью второй ступени РНД, будет на 5—10 мм ниже уровня воды в другом колене.

Клапан второй ступени должен открываться при наличии в разгрузочном устройстве разрежения 0,7—0,8 кПа (эту проверку производим с помощью пьезометра).

Использование при диагностике установок К-277 и К-278, оснащенных высокоточными измерительными приборами, вакуумной и компрессорной установками, позволяет значительно облегчить и ускорить процесс диагностики.

Передвижная пневматическая установка К-277 предназначена для использования на постах ТО. Ее ресиверы заправляются сжатым воздухом из магистрали в АТП или отдельного компрессора.

Стационарный стенд К-278 предназначен для диагностирования газобаллонной аппаратуры (снятой с автомобилей)в цехах.

В комплект этой установки входит собственная компрессорная установка с ресиверами, устанавливаемая на фундаменте в отдельном смежном помещении.

Конструкции самих установок в принципе идентичны: на панели стойки, располагаемой с краю рабочего стола, установлены приборы контроля давления и разрежения, рукоятки кранов управления, сигнальные лампочки, кнопка включения вакуумной установки, расположенной внутри стола. На панель выведены штуцеры подвода сжатого воздуха и вакуума к испытуемым узлам. На стенде модели К-278 на столе установлены тиски с мягкими губками для крепления газовой аппаратуры.

 На РНД проверяются герметичность самого редуктора и клапанов, параметры регулировки давления в первой и второй ступенях и открытия клапана второй ступени (при этом можно сразу же производить при необходимости регулировочные работы); проверяется также работа экономайзерного устройства, техническое состояние вентилей всех типов, предохранительного и электромагнитного клапанов.

 РНД работающие на СПГ проверяют на герметичность седла регулирующего клапана: проверяют пропускную способность и наибольшее рабочее давление. В ходе проверок регулируют давление газа в первой ступени вращением регулировочной гайки 11.

Ход клапана 16 регулируют на автомобиле при открытом магистральном вентиле или на вышеуказанных установках. В начале ослабляют контргайку 31 и вывертывают винт 30 (через специальный лючок), пока клапан не начнет пропускать газ (слышно шипение). После этого регулировочный винт завертывают на 1/8 — 1/4 оборота до прекращения определяемой на слух утечки газа через клапан и затягивают контргайку. Правильность регулировки проверяют по ходу штока 48, который должен составлять не менее 5—6 мм при нажатии пальцем.

При проверке вакуумной полости 5 на герметичность, трубопровод разгрузочного устройства экономайзера закрывают пробкой 6, с другой стороны к трубке подсоединяют шланг 3 от вакуумной установки с краном 4 и вакуумметром 2. Создают разрежение (72,15 ± 6,65) кПа и закрывают кран — падение разрежения за 1 мин не должно превышать 1,3 кПа. При определении момента начала открытия клапана 2 экономайзера в вакуумной полости 11 создают разрежение (26,6 ± 6,65) кПа.

В нагнетательной полости создают давление 4,0—5,3 кПа. Приоткрывая кран 9 постепенно уменьшают разряжение в полости 11, фиксируя по водяному пьезометру 3 падение давления в канале 4, при разряжении в полости 11 равном (9,3 ± 1,3) кПа клапан должен начать открываться.

 

СО — перед проведением сезонного обслуживания сжиженный газ из баллонов необходимо слить, а баллон дегазировать инертным газом (например, сжатым азотом);

проверяется давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона;

 трубопроводы продуваются сжатым воздухом, проводится контрольная проверка манометра на щитке приборов (с регистрацией в журнале), проверяется работа ограничителя максимальный частоты вращения КВ.

Перед зимней эксплуатацией следует снять с автомобиля газовый редуктор, карбюратор-смеситель, испаритель, вентили и т. п. и передать в цех для разборки, очистки, поэлементной дефектовки с заменой неисправных деталей. После сборки узлы проверить вышеуказанными приборами, произвести необходимые регулировки.

Необходимо проверить крепления и состояние калиброванных шайб 4 (дозирующие отверстия) и 6 (мощностной регулировки экономайзера)  

 

Copyright avtomeh.ucoz.net © 2024