Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мы в контакте
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Пятница, 19.04.2024, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

 

РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В СИСТЕМЕ — до нулевой отметки манометра на щитке приборов или загорания аварийного красного сигнала.

Причины:

• вытекание масла из поддона картера — например при его пробое от удара, при разрыве магистральных трубопроводов, шлангов, пробое или распаивании соединений масляного радиатора.

• нарушение электрической сети, выход из строя датчиков или указателя давления масла.

 

ПОСТЕПЕННОЕ СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА — при эксплуатации автомобиля в течение нескольких недель и более (при нормальном уровне масла в поддоне).

Причины:

• износ коренных и шатунных подшипников, втулок распределительного вала — в результате образуются слишком большие зазоры, масло не удерживается в узле трения и выпрыскивается из-под торцов подшипников или втулок в большом количестве, снижая общее давление масла в системе (при этом маслосъемные кольца не успевают удалять такое количество масла с зеркал цилиндров, оно прорывается через кольца в камеру сгорания, вызывая дымление двигателя, закоксовывание электродов свечей и отложение нагара на деталях и стенках камеры сгорания);

• слишком большой тепловой зазор в клапанных механизмах — в результате в тех моделях двигателей, где масло подается под давлением через специальные каналы в углубления торцов коромысел для смазывания наконечников штанг, масло не стекает по штангам, а выпрыскивается, снижая давление масла в системе;

• засорение сетки маслоприемника масляного насоса — при использовании загрязненного масла, при несвоевременной замене его происходит засмоление и засорение ячеек сетки;

• повышенный износ шестерен масляного насоса.

 

НЕСТАБИЛЬНАЯ РАБОТА СИСТЕМЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ.

Причины:

• повышение давления масла в системе — происходит при засорении трубопроводов, различных масляных каналов, фильтров и при использовании очень вязких масел при низких температурах с одновременным заеданием редукционного клапана (в узком канале клапана обычно скапливаются продукты износа и смолы, образуя вязкую массу, что приводит к заеданию клапана);

• повышение давления масла с последующим резким падением его — после пуска холодного двигателя при низких температурах и заедании редукционного клапана давление повышается до предельных значений, а затем может упасть до критической (нулевой) отметки, т.к., преодолевая сопротивление, клапан все же открылся, а затем «заклинил», полностью открыв перепускной канал, и при прогреве масла масляный насос практически работает вхолостую — в этом случае следует продолжать прогревать двигатель на малых частотах и, если через несколько минут давление не придет в норму, его следует остановить и выяснить причину;

• выброс масляной пены из-под крышки заливной горловины — происходит, обычно, при эксплуатации автомобиля при низких температурах с пониженным уровнем масла.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

ЕО — до выезда на линию перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в поддоне картера (автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке).

Вынимают и протирают ветошью измерительный щуп вставляют его на место до упора, затем вновь вынимают и по специальным меткам «полно» — «долей», «шах»—«min»,  «П» — «О» или «В» (в дизелях КамАЗ) определяют, сколько следует залить масла.

Нежелательна эксплуатация автомобилей при пониженном уровне масла (малый объем приводит к перегреву и чрезмерному разжижению масла), но не допускается и перелив масла выше указанных меток (превышение допустимого уровня масла приводит к «забрасыванию» вращающимися деталями, например щеками коленвала большого количества масла на зеркало цилиндров — маслосъемные кольца не успевают его снимать, и оно проникает в камеру сгорания, что приводит к повышенному дымлению двигателя, к замасливанию электродов свечей и выходу их из строя).

Следует проверить герметичность системы смазки по возможным подтекам масла. В дороге следует следить за показаниями манометра (указателя давления масла) на различных режимах работы двигателя.

 

ТО-1 — провести ТО, обращая особое внимание на герметичность системы: возможны подтеки масла через поврежденные или плохо затянутые прокладки (клапанных крышек, поддона картера, крышки распределительных шестерен), в местах соединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масляного радиатора, через поврежденные или плохо затянутые элементы масляных фильтров, центрифуг; часто наблюдается течь масла через передний и особенно через задний коренные подшипники коленчатого вала при повышенных износах или повреждении их сальников и т.д. Поэтому при каждом ТО-1 следует проводить крепежные работы в местах возможной течи масла и самих элементов системы смазки, расположенных снаружи двигателя.

Проверить давление масла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы.

На холостом ходу (при минимальной частоте вращения коленвала) давление должно быть в пределах 0,05—0,08 МПа, а для автомобилей с дизелями — не ниже 0,1 МПа. Не допускается работа двигателей при загорании сигнализатора (обычно красного цвета) аварийного давления масла.

 

Давление масла, допускаемое в смазочной системе двигателя

 

Двигатель

Давление, МПа

Условия проверки

МеМЗ-968, -968А

Не менее 0,12

При частоте вращения коленчатого

вала 3000 мин-1 и температуре

масла 80 °С

 

МеМЗ-245

 

0,3 ...0,5

 

 

 

0,07

 

При частоте вращения коленчатого

вала 4000 мин-1

 

При частоте вращения коленчатого

вала 1000 мин-1

 

ВАЗ-2101, -2103,

-21011, -2105, -2106

 

 

 

0,35...0,45

 

 

 

0,04... 0,08

 

При максимальной частоте вращения

коленчатого вала и двигателе,

прогретом до 90 °С

 

При минимальной частоте вращения

коленчатого вала

 

ВАЗ-2108

 

0,45

 

 

 

0,08

 

При частоте вращения коленчатого

вала 5600 мин-1

 

При минимальной частоте вращения

коленчатого вала

 

УЗАМ

 

0,4...0,6

При частоте вращения коленчатого

вала 5400 мин-1

УАЗ-451, -451М,

ЗМЗ-24

 

 

0,2...0,4

 

 

 

0,05

 

При скорости автомобиля 50 км/ч

 

При частоте вращения коленчатого

вала на холостом ходу двигателя

 

ЗМЗ-4022.10

 

0,15...0,35

 

 

0,05

 

При скорости автомобиля 50 км/ч

 

При частоте вращения коленчатого

вала на холостом ходу двигателя

 

ЗМЗ-4062.10

0,1

При частоте вращения коленчатого

вала на холостом ходу двигателя

750 ± 50 мин"1

 

 

Давление в системе может снижаться (помимо ранее перечисленных причин) ввиду чрезмерного разжижения масла остатками несгоревшего топлива, стекающего по стенкам цилиндров в поддон картера. При ТО-1, по графику смазки, с учетом степени загрязненности масла (зависящей как от километража пробега, так и от технического состояния двигателя) производят его замену.

Масло подлежит замене, если оно уже настолько темного цвета, что не просматриваются риски на щупе или при проведении экспресс анализа цвет центрального ядра масляного пятна от нанесенной на фильтровальную бумагу или чистое стекло капли масла имеет слишком черный оттенок, и тем более, если в нем присутствует несколько твердых частиц (продуктов износа и т.д.).

Кроме того, если внешняя часть более светлого пояска вокруг ядра имеет темно коричневый оттенок, это свидетельствует о чрезмерном окислении («старении») масла, что так же недопустимо. Следует также помнить, что масла с присадками изначально имеют темный оттенок.

Масло следует сливать только в горячем виде. Слив производят на осмотровых канавах или на подъемниках через специальные воронки в емкости для отработанных масел для последующей регенерации (восстановления) или использования для других нужд.

В целях обеспечения возможности замены масла на посту любого типа зарубежные фирмы выпускают установки для удаления старого масла методом откачивания с использованием зонда, вставляемого в отверстие для измерительного щупа.

После слива масла в каналах системы смазки остается большое количество продуктов износа в виде мелких абразивных частиц и сгустков окислов масла, которые будут выполнять роль «закваски» при заливке свежего масла. Поэтому для увеличения срока службы масла и самого двигателя предусматривается промывка системы перед заливкой свежего масла. В этих целях используют обычное веретенное масло, для дизелей — смесь дизельного топлива (2 ч.) и дизельного моторного масла (1 ч.), для двигателей легковых автомобилей новых моделей — специальные масла для промывки маслосистем.

Для механизации процесса промывки и отечественная промышленность, и зарубежные фирмы выпускают различного типа установки для хранения промывочного масла, насосы шестеренного типа с приводом от электродвигателя и шланги с наконечниками для подачи промывочного масла (обычно через резьбовое отверстие пробки для слива масла в нижней части поддона картера двигателя). Вначале вводят в поддон промывочное масло, закрывают кран и выключают установку. Затем пускают двигатель и дают ему поработать на малых частотах 2—4 мин. После этого открывают кран на наконечнике шланга и включают установку на откачивание промывочного масла. Далее заменяют фильтрующие элементы или целиком масляные фильтры, а в некоторых моделях просто промывают в ванне фильтрующие элементы из мелкоячеистой металлической сетки. Одновременно меняют воздушные фильтры, а в некоторых моделях промывают сетчатый фильтрующий элемент (в фильтрах инерционного типа) и заменяют моторное масло, заливаемое в ванну фильтра. Обязательно разбирают фильтры центробежной очистки и промывают все детали в керосине.

При очистке внутренней полости корпуса и центрифуги от шлака используют специальные металлические щетки или скребки. Сборку центрифуги следует производить в соответствии с технологическими требованиями. Центрифуга считается исправной, если после резкого сброса максимальных частот и выключения двигателя характерный звук высокого тона от вращающейся центрифуги прослушивается в течение 2—3 мин (эту операцию водители должны проводить ежедневно).

Для контроля степени загрязненности центрифуги (проводится при ТО-1) применяется приспособление КИ-9912. Отворачивается на несколько оборотов гайка  ротора центрифуги и, в зависимости от массы грязевых отложений в корпусе центрифуги, упругая пластина весового механизма прогибается на соответствующее значение, фиксируемое индикатором. Если это значение превышает норму, центрифугу следует разобрать и промыть.

После заливки свежего масла следует дать поработать двигателю 1—2 мин на малых частотах, пока масло не заполнит все фильтры и давление в системе не придет в норму.

 

ТО-2 — дополнительно к объему работ по ТО-1 при ТО-2 в порядке проведения сопутствующего ремонта можно заменять отдельные неисправные легкодоступные элементы системы смазки, вплоть до масляного радиатора, центрифуги и т.д.

Copyright avtomeh.ucoz.net © 2024