Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мы в контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 19.04.2024, 15:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
ТО и ремонт автомобилей
Узнай всё про автомобиль

Противоблокировочная система тормозов.

 

Принципы действия и общее устройство.

Противоблокировочная тормозная система (антиблокировочная система — АБС) срабатывает при проявлении тенденции к блокированию колес во время торможения, сохраняя при этом тормозную силу на максимальном уровне и предотвращая блокирование колес. Благодаря этому сохраняются устойчивость и управляемость автомобиля.

Система находится в рабочем состоянии при скорости больше 7 км/ч.

Антиблокировочные системы тормозов в настоящее время стали необходимым требованием для разработчиков автомобильной техники. Эксплуатация АБС является обязательной для междугородних рейсовых автобусов и грузовых автомобилей, эксплуатируемых в Европе.

Задачей АБС (как и ПБС — противобуксовочной системы) является поддержание тормозящего (ведущего) колеса в режиме оптимального относительного скольжения, при котором продольный коэффициент сцепления шины с опорной поверхностью получается максимальным. По существующим нормативам величина среднего реализуемого сцепления должна быть не менее 75 % от максимально возможного.

АБС должна обеспечивать:

повышение активной безопасности автомобиля, т.е. повышение тормозной эффективности — минимального тормозного пути, особенно на скользких поверхностях и дорожных покрытиях типа «микст», определяемых различными коэффициентами сцепления под каждым из колес, в соответствии с регламентированными нормами (ГОСТ, Правила ЕЭК ООН);

устойчивость при торможении;

сохранение управляемости при торможении;

увеличение средней скорости движения автомобиля;

адаптивность к изменяющимся внешним условиям (например, изменению коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием;

плавное без рывков торможение;

возможность торможения при выходе из строя АБС;

минимальный расход рабочего тела;

минимальное потребление электроэнергии;

снижение износа шин;

помехоустойчивость по отношению к внешним магнитным полям;

сигнализацию при выходе из строя АБС, диагностику неисправностей;

общие требования (надежность, низкая стоимость и т.п.).

Аналогичные требования можно предъявить и к противобуксовочным системам (ПБС) при регулировании крутящего момента на ведущих колесах.

 

В АБС (как и ПБС) входят:

датчики (угловой скорости колеса, замедления и т.д.);

блок управления, получающий информацию от датчиков, обрабатывающий ее и подающий команду на исполнительные механизмы;

исполнительные механизмы (в АБС — модуляторы давления рабочего тела).

 

В электронных системах АБС тормозная педаль не создает давления в приводе, а лишь воздействует на датчики, которые передают сигнал ЭБУ в целях повышения быстродействия в тормозной системе, оснащенной АБС. В свою очередь, ЭБУ направляет этот сигнал на колесные модуляторы.

Модуляторы регулируют тормозное давление на каждом отдельном колесе, причем конструкция исполнительных механизмов аналогична тормозным устройствам антиблокировочной тормозной системы. Необходимое рабочее давление создается гидравлическим насосом с электронным управлением через гидроаккумулятор высокого давления. При отпускании педали по команде ЭБУ срабатывают колесные датчики оттормаживания, ускоряя возврат тормозных колодок в исходное положение. Это устраняет неравномерность срабатывания и угрозу заноса при торможении, позволяет достигать максимальной тормозной эффективности, управляемости и курсовой устойчивости.

Различаются АБС, выполненные по «встроенной» и «интегрированной» схемам.

При «встроенной» схеме элементы АБС являются дополнением к основной тормозной системе, которая остается без изменений.

При «интегрированной» схеме некоторые элементы АБС конструктивно совмещены с элементами рабочей тормозной системы автомобиля.

Внешний осмотр гидроконтуров производится строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми к порядку внешнего осмотра и визуальной проверки состояния гидроконтуров штатной тормозной системы.

 

Диагностирование и устранение неисправностей.

С 1990 г. автомобили с АБС оснащаются функцией самодиагностики.

Блок памяти (накопления информации) неисправностей может приводиться в действие только с помощью соответствующего считывающего устройства (например, устройством типа VAG-1551).

Электронный прибор управления АБС имеет устройство защиты, которое следит за тем, чтобы система предотвращения блокировки притормаживаемых колес отключилась при наличии неисправности (например, при обрыве кабеля или падении напряжения аккумуляторной батареи ниже 10,5 В). При этом на панели приборов во время движения загорается контрольная лампа. Обычное тормозное устройство (штатная тормозная система) при этом продолжает работать. Автомобиль при торможении ведет себя так, как будто АБС отсутствует. Если во время езды загорается контрольная лампа АБС, значит, система отключилась. В этом случае необходимо: остановить автомобиль на короткое время. Отключить и опять включить двигатель; проверить напряжение батареи. Если напряжение ниже 10,5 В, зарядить батарею.

Загорание контрольной лампы АБС в начале движения на некоторое время указывает на то, что напряжение батареи сначала было низким, пока не увеличилось во время движения благодаря работе генератора. В этом случае следует проверить, надежно ли закреплены клеммы батареи, после чего поставить автомобиль на козлы, снять передние колеса, проверить электрические провода к датчикам частоты вращения на отсутствие внешних повреждений (перетирания). Если контрольная лампа будет гореть — дальнейшую проверку выполнить на СТОА.

Электрооборудование целесообразно проверять на разъемах вычислительного устройства в случаях, когда:

автомобиль не оборудован устройством самодиагностики (модели выпускадо 1991 г.);

считываемые неисправности не указывают на причину их появления;

идентификация кода неисправностей приводит к необходимости точной проверки.

 

При проверке электрооборудования предохранители должны быть в рабочем состоянии, провод «массы» электронного блока должен находиться в норме, а батарея должна быть заряжена.

При проверках на разъемах электронного блока, чтобы не повредить наконечники разъема, рекомендуется включить вместо электронного блока клеммник.

Прокачку контуров тормозной системы с АБС выполняют с соблюдением всех технологических мер предосторожности после ремонтных работ, когда контур открыт.

Прокачка тормозной системы должна осуществляться в том случае, когда тормозная педаль становится «эластичной» и необходимо нажимать на нее несколько раз, чтобы остановить автомобиль.

При прокачке используется только тормозная жидкость соответствующего качества, хранящаяся в новой емкости. В течение всей операции прокачки цепи следует поддерживать необходимый уровень жидкости в компенсационном бачке.

Прокачка динамического контура передних колес производится в следующей последовательности:

надеть на винт прокачки передней скобы прозрачную трубку, конец которой должен быть утоплен в тормозной жидкости приемного бачка;

нажать на тормозную педаль. Если она не оказывает никакого сопротивления усилию нажатия, надо «качать» ее до тех пор, пока она не начнет сопротивляться;

открыть винт прокачки для удаления воздуха. В это время тормозная педаль должна быть «утоплена» до конца;

закрыть винт прокачки;

повторить операцию, пока вытекающая жидкость будет без пузырьков воздуха;

таким же образом следует прокачать контур с другой стороны автомобиля.

 

При прокачке динамического контура задних колес необходимо:

надеть трубку на винт прокачки заднего правого колеса;

нажать на тормозную педаль;

открыть винт прокачки;

включить контакт. Работа гидронасоса вызовет вытекание тормозной жидкости. Подождать, пока вытекающая жидкость будет без пузырьков воздуха; отпустить тормозную педаль и завернуть винт прокачки;

выключить контакт и подождать до выключения насоса.

Таким же образом следует прокачать цепь с другой стороны автомобиля.

 

Самостоятельно следует проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, который находится в моторном отсеке. Он имеет две камеры: по одной на каждый тормозной контур. В крышке бачка расположено вентиляционное отверстие, которое не должно засоряться. Расширительный бачок прозрачный, что позволяет контролировать уровень тормозной жидкости в любой момент.

Из-за изнашивания тормозной системы уровень тормозной жидкости незначительно опускается, что в большинстве случаев является нормальным. Однако существенное падение уровня жидкости в течение короткого времени является признаком утечки жидкости. Место утечки должно быть найдено незамедлительно. Как правило, утечка происходит через изношенные манжеты колесных тормозных цилиндров. Для безопасности целесообразнее выполнить эту работу на СТОА.

При изношенных тормозных колодках передних и задних колес на приборной доске загорается сигнальная лампа. В этом случае требуется немедленная замена тормозных колодок.

Увлажнение расширительного бачка АБС не является признаком дефекта главного тормозного цилиндра. Чаще это свидетельствует о вытекании тормозной жидкости через вентиляционное отверстие в крышке бачка или через прокладку крышки.

Тормозную жидкость в тормозной системе с АБС необходимо менять один раз в год независимо от пробега, желательно весной.

 

В силу конструктивных особенностей АБС является надежной системой.

Классифицируемые неисправности могут быть объединены в следующие группы:

отказ (сбои работы) электронного блока системы;

отказ гидроблока;

отказ входных и выходных клапанов модуляторов колес;

отказ колесных датчиков;

отказ датчика хода педали;

отказ насоса системы;

изменение (увеличение) порога срабатывания системы на колесах;

появление верхнего порога отключения системы на колесах;

сбой показаний датчиков и управляющих сигналов по колесам;

потери (разрывы) в электрической цепи системы;

другие неисправности, включая отказы гидравлического контура (разрывы, подтекания, закоксовывание).

 

При проверке АБС требуется обязательно отключать разъем от управляющего модуля при выключенном зажигании.

Перед сварочными работами с электросварочным аппаратом необходимо вынуть вилку электронного прибора управления. Вынимать ее можно только при выключенном зажигании.

При покраске автомобиля прибор управления можно подвергать кратковременному нагреву до температуры не более +95 "С и долговременному (примерно на 2 ч) — до температуры не более +85 °С.

Перед любыми работами с тормозной системой необходимо разгрузить гидронакопитель для сброса рабочего давления (около 18 МПа), нажав не менее 20 раз на педаль тормоза при выключенном зажигании.

 

Демонтаж и установка элементов АБС.

При снятии гидроблока необходимо:

выключить контакт;

отключить батарею;

снять защитный лист гидроблока;

отключить электроразъемы гидроблока;

откачать шприцем тормозную жидкость из компенсационного бачка;

отсоединить трубопроводы гидроблока;

закрыть трубопроводы пробками;

снять (при необходимости) ось тормозной тяги;

отвернуть гайки крепления центрального блока гидросистемы;

снять гидроблок.

 

Устанавливают гидроблок в порядке, обратном снятию. После установки необходимо прокачать контур.

При замене датчиков передних колес для снятия каждого из них следует приподнять автомобиль с соответствующей стороны, снять колесо, отвернуть винт крепления датчика, снять датчик и отсоединить крепление провода датчика.

Перед установкой датчика необходимо проверить его посадочное место (наличие окисления, заусенец). Затем надо смазать место расположения датчика подшипниковой смазкой, поставить на датчик новую кольцевую прокладку и установить датчик на место, закрепить датчик на ступице, подключить электроразъем и закрепить провод, установить колесо и опустить автомобиль на место.

При замене датчиков задних колес для снятия каждого из них надо поднять автомобиль, снять соответствующее колесо, отвернуть ручной тормоз, освободить провод и отключить датчик от цепи, отвернуть винт крепления датчика и снять его. Устанавливают датчик в порядке, обратном его снятию, с соблюдением тех же мер предосторожности, как и при замене датчика переднего колеса.

Для снятия гидравлического модулятора необходимо:

отсоединить провод «массы» от аккумулятора;

снять расширительный бачок системы охлаждения, обозначить и пронумеровать гидравлические трубки на модуляторе;

опорожнить расширительный бачок тормозной жидкости либо снять крышку бачка и закрыть отверстие пленкой;

разъединить и закупорить соединения тормозных трубопроводов;

поднять крышку модулятора и отсоединить от него разъем и оправку;

открутить болты крепления и вынуть модулятор.

 

Устанавливают модулятор в обратном порядке. После установки требуется прокачать тормозную систему. При снятии электронного управляющего модуля необходимо: выключить зажигание; снять подушку заднего левого сиденья; снять пружинный зажим и отсоединить разъем; снять при необходимости защитный кожух; открутить болты и вынуть управляющий модуль. Установка модуля представляет собой обратный процесс.

Copyright avtomeh.ucoz.net © 2024