|
АСУ — совокупность административных, организационных, экономико-математических методов и технических средств вычислительной техники, оргтехники и средств связи, взаимоувязанных в процессе своего функционирования в единую систему «человек—машина» для принятия управляющих решений. АСУ включает обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим подсистемам относятся технические, математические, информационные, организационные и кадровое обеспечение. Главное звено в АСУ — цифровая ЭВМ (либо комплекс ЭВМ, объединенных в вычислительный центр), связанная со всеми другими звеньями системы каналами связи, по которым информация поступает снизу вверх (от нескольких нижних ступеней управления к высшей), а распоряжения, приказы (команды), установки и коррективы — сверху вниз. Внедрение АСУ целесообразно в тех случаях, когда важнейшие решения, влияющие на стратегию или цели управления, развитие и совершенствование системы, основываются на опыте человека, его интуиции, которые не поддаются формализации и потому не могут быть запрограммированы. Автоматизируются процессы сбора, регистрации, хранения и обработки информации, т.е. процессы, которые без ущерба для функционирования системы могут выполняться автоматами. Основное отличие систем автоматического управления — САУ от АСУ состоит в том, что человек в АСУ не только контролирует работу автоматов, но и активно участвует в самом процессе управления, оценивает результаты обработки оперативной информации, принимает решения по координированию работы отдельных звеньев АСУ. Человек берет на себя оперативное управление при отказах или сбоях в системе обработки данных. Инженерно-техническая служба автотранспортного предприятия в своей повседневной деятельности решает ряд вопросов, которые условно можно свести к следующим четырем комплексам взаимосвязанных задач, которые могут быть решены АСУ: определение программы работ, т. е. количества автомобилей, планируемых к постановке на диагностирование и ТО, и номенклатуры и объемов ремонтных работ; распределение автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации, оснащенности и занятости; распределение наличных запасных частей и материалов по автомобилям, агрегатам, постам и пополнение их запасов; распределение заданий между ремонтными рабочими, постами и участками. Как показали исследования и опыт работы передовых АТП, наибольшая эффективность в решении вопросов организации производства может быть достигнута благодаря системе централизованного управления производством (ЦУП). Внедрение этой системы является первым этапом создания АСУ инженерно-технической службы АТП.
Централизованное управление производством (ЦУП) технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Управление производством АРМ строится на следующих принципах. 1.Четкое распределение административных и оперативных функций между руководящим персоналом и сосредоточение функций оперативного управления в едином центре или отделе управления производством (ЦУП или ОУП). Основными задачами ЦУП являются сбор и автоматизированная обработка информации о состоянии производственных ресурсов и объемах работ, подлежащих выполнению, а также планирование и контроль деятельности производственных подразделений на основе анализа информации. Центр управления производством состоит, как правило, из двух подразделений: отдела (группы) оперативного управления (ООУ) и отдела обработки и анализа информации (ООАИ). 2.Выполнение каждого вида технического воздействия специализированной бригадой или участком (бригады ЕО,ТО-1,ТО-2,TP и пр.) — технологический принцип формирования производственных подразделений, в наибольшей степени отвечающий требованиям централизованной системы управления. 3.Объединение производственных подразделений (бригад, участков), выполняющих технологически однородные работы, в производственные комплексы в целях удобства управления ими. 4.Централизованная подготовка производства (комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и регулирование запасов, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты, мойка и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инструментом, а также перегон автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожидания) специальным комплексом. Централизация подготовки производства значительно сокращает непосредственные затраты времени ремонтных рабочих, управленческого персонала и в конечном счете простои автомобилей в ТО и ремонте. 5.Использование средств связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники (активно система может работать лишь при наличии средств диспетчерской связи и оргтехники). 6.ЦУП возглавляет начальник, а основную оперативную работу по управлению выполняет диспетчер производства и его помощник — техник-оператор. Численность персонала ЦУП определяется общим объемом выполняемых работ (количеством автомобилей на АТП, количеством смен работы, наличием технических средств управления и др.).
|